Классика всегда остается классикой, и сочетание черного с белым будет актуальным всегда и во всем: архитектуре, искусстве, росписи по ткани, украшении интерьера. Сюда же можно отнести и вышивку черными нитками мулине по белой канве. История черной вышивки, ее истоки очень уходят корнями в глубину веков. В напольных покрытиях, мозаики, элементах отделки уже с достаточно давнего времени наблюдается наличие разнообразных геометрических узоров черного цвета. Образцы черной вышивки находят по всей Европе. Известно, что в Древней Греции, Риме и других античных культурах была известна вышивка такого типа. Также такая вышивка является традиционной и для славян.
История вышивки black work
Несмотря на то, что черная вышивка особой популярности достигла при правлении Генриха VIII, известна она была еще и до эпохи правления Тюдорами. Ее популярности поспособствовала Екатерина Арагонская, когда она прибыла в Англию в 1501 году ко двору Тюдоров. Екатерина Арагонская являлась дочерью короля Фердинанда и Изабеллы Испанской. Первоначально Екатерина была женой Артура, который являлся старшим сыном Генриха VII, однако вскоре он умер из-за чего брак признали недействительным. Екатерина вновь выходит замуж, но на этот раз уже за Генриха VIII, младшего брата Артура. Период правления Генриха VIII был очень интересным и полным на различные события. Его жена Екатерина удерживала влияние при дворе и была королевой в течение 25 лет. Она была страстной поклонницей «испанской работы», что в свою очередь вызвало неподдельный и живой интерес у придворных дам.
Так, благодаря Екатерине, эта техника получила весьма широкое распространение и оставалось популярной 125 лет. Однако в 1554 году Испания и все испанское в Англии стало, мягко говоря, не очень популярным или, даже можно сказать, оно оказалось под запретом. Это связано с тем, что именно в этом году Генрих VIII и Екатерина развелись. После этих событий название «испанская работа» заменили на «черная вышивка», собственно говоря, именно под таким названием мы сейчас с вами и знаем эту технику вышивки. В Испании эта техника вышивки стала популярной в 15-16 веках, особенно на ее развитие повлияли мавритане Северной Африки, которые господствовали в Испании больше 800 лет. Изгнаны они были лишь в 1492 году родителями Екатерины – Фердинандом и Изабеллой. Такое долгое присутствие мавритан на территории Испании привело к тому, что мусульманская культура отчасти стала испанской. Екатерина также как и многие другие дамы очень любила вышивку в этой технике. Такое тесное сплетение культур – испанской и мусульманской – повлияло на то, что принципы, присущие мусульманским дизайнам (симметрия), в ткацком ремесле, вышивке, изготовлении ковров. Все это можно прекрасно увидеть, если обратиться к образцам черной вышивки времен Тюдоров.
Однако со временем Испания оказала определенное влияние на рисунки, которые использовались для черной вышивки. Эти рисунки со времен получают более свободное толкование. Отдельные фрукты, фигуры, начинают заполняться геометрическими узорами, это им придает эффект кружева. В основном, рисунки, которые вышивались в этой технике, использовались для того, чтобы украсить манжеты, рукава, воротнички, постельное белье. Для того, чтобы каким-то образом оживить черно-белую вышивку часто использовали металлические нити.
XVI век, время правления Елизаветы. Черная вышивка вновь становится очень популярной. Если обратиться к портретам того времени, то мы можем увидеть, что знать носила костюмы, которые украшала черная вышивка. К сожалению, каких-либо образцов ткани с вышивкой в такой технике не сохранилось. Объясняется это тем, что в то время люди жили в очень антисанитарных условиях, а мыло для стирки одежды делалось из весьма сомнительных ингредиентов. Такое мыло очень сильно разрушало ткань, а, значит, можно предположить, что стирка была не очень популярным занятием. Особенно это относится к костюмам, которые были достаточно шикарны и одевались на различные приемы. А если говорить об одежде менее состоятельных людей, то она также плохо сохранилась и лишь светлые области на ткани или дыры могут нам говорить о том, что и они украшали одежду вышивкой. Вышивка на их одеждах сохранилась плохо из-за того, что шелк для вышивки, который поставлялся из Голландии, был для них очень дорогим. Поэтому им приходилось нити красить самостоятельно. Для этого использовали смесь из следующих ингредиентов: кора бузины, серная кислота и измельченная скорлупа грецких орехов. Такая смесь была цветоустойчивой, но крайне едкой, разрушая волокна ткани. Также ткань очень сильно разрушали различные масла и грязь, которые появлялись на ткани во время ее носки.
Поскольку во времена Тюдора кружево могли носить только люди знатного происхождения, то несложно догадаться, что для людей низших сословий черная вышивка была прекрасной альтернативой кружеву. Со временем текстильная промышленность развивалась и могла предложить нити совершенно различных цветов. В таких условиях о черной вышивки стали постепенно забывать. Однако позже, в 20-30-х годах XX века о ней вновь вспомнили. Потом она снова отошла на второй план. И уже в 60-х годах XX века она обрела второе дыхание. Геометрические фигуры стали использоваться более свободно, передавалась глубина тона, подчеркивалась структура, к черным нитям стали прибавлять и нити другого цвета.
Вышивка техникой black work популярна
Интерес к этой техники вышивки не уменьшается и сейчас. Издается очень много книг, посвященных вышивке в технике black work, много схем, продается множество наборов. В интернете вы можете найти целые форумы, на которых собираются любительницы именно этой вышивки или сайты, которые посвящены вышивке black work. И все это не удивительно, ведь такая вышивка очень изящна, оригинальна и очаровательна. Вышивать ее совершенно не сложно, а полученный результат будет радовать вас или ваших знакомых, которых вы одарите своей прекрасной работой, сотворенной в технике black work.