Аккуратная изнаночная сторона без всяких изъянов – это не требование моды, а правило, корни которого уходят в глубину веков. Когда-то считалось, что качество сделанной работы всегда проверяется по изнаночной стороне. Если на изнанке были узелки, незакрепленные концы и переплетения ниток - то мастерицу ждало всеобщее порицание. Считалось, что подобные «лабиринты» рассердят покровителей данного ремесла, которые снимут с дома защиту, и лишат покоя семью работницы. Боясь гнева духов, они придумали способ прятанья нитей под узором на лицевой стороне, да так, что вышивка превращалась в настоящее произведение искусства, и напоминала гобелен, выполненный с помощью особой технологии.
Вышивки, сделанные за один день, обладали особой ценностью. Считалось, что полотно, вышитое от рассвета и до заката одного дня, обладает особой чистотой и целебной силой. Обычно, подобную работу выполняли сразу же несколько мастериц. Как только встанет солнце, они брали в руки нитки, иголку, ткань и брались за дело. Последний стежок делается тогда, когда солнце зайдет за горизонт и уступит место красавице-луне. Если работа была завершена в срок, то вышивка считалась надежным и сильным оберегом против злых духов. Ее вешали над входной дверью в помещении. Считалось, что она может отвести от дома болезни, зло, горе и нечистые силы.
В былые времена, девушка, перед тем как выйти замуж, должна была вышить себе в качестве приданного от 40 и до 100 вышитых полотенец. Они использовались не только в качестве украшения дома, но и как оберег для новорожденного, подарок семье жениха и т.д.
Узоры на русской вышивке
У славянских народов вышивка никогда не служила только декоративным элементом интерьера или одежды. Для них это был символ языческих времен, символом силы и защиты. Особенно ответственно относились к подбору узоров. К примеру, дерево, между двумя птицами, повернутыми друг к другу, символизируют счастье, а также вечернюю и утреннюю зарю.
На русских вышивках часто изображают медведей и барсов. Они считаются оберегами дома. Символ роженицы – женщина, также присутствует в чудных переплетениях узоров. Иногда можно увидеть сразу же несколько женщин с опущенными и поднятыми руками. В народе их называют Матерями и Девами. Матерь просит землю о хорошем урожае, берет из нее жизненные соки. Дева же обращается к небу, и просит у него хорошей погоды. Вышивки с солнцем дарили беременным женщинам – считалось, что этот символ жизни облегчает роды.
Крест, в любом его изображении, также является одним из сильнейших оберегов. Каждый крестик наполняет материю положительной энергией и особой силой. Но такой узор использовали не всегда, а только в определенных случаях, и даже для определенных деталей одежды. К примеру, крестики делались на горлышке, низе, оплечнике и поясе, которым подпоясывались как мужчины, так и женщины. Во время работы читали защитную молитву, которая как бы вбиралась через узор. Кроме того, нужно было изобразить крест на правильной стороне. Стежки слева направо издавна считаются женскими, справа налево – мужскими, при этом они должны обязательно закрывать женские. Это делалось для того, чтобы показать крепость семейных уз и связь с близкими нам людьми. Сзади крест перечеркивать нельзя – теряется вся заложенная сила.
Косой крест, который часто используется мастерицами для женщин, считается женским. Первым стежком открывается реальность, вторым она закрывается. Такой способ вышивания называется «колдовским». Во время работы стоит думать только о хорошем, добром и положительном. Все планы, которые вы себе построите в этот момент, обязательно сбудутся. Результат становится посильней любого оберега. Вышивальщица должна обладать сильной верой и магическим даром. Хотя подобные правила существовали еще во времена Киевской Руси. Зашивая свои желания в реальность, она как бы материализует их, заставляет сбыться. Но это происходит только тогда, когда задуманное не вредит ни человеку, ни природе.
Приметы мастерицы
Мастерица, вышивая тот или иной узор, всегда сосредоточена на своей цели. Весь процесс вышивальщица думает о своем деле, причем не всегда специально. Она ищет способы решения жизненных проблем, старается из них «выпутаться». Все это она вкладывает в свою работу, тем самым материализуя свои желания. Обычные нитки и канву, с помощью острой иголки она превращает в настоящее произведения искусства, которые заключают в себе особую силу. Все ее мысли положительны, отрицающие негативную энергию. Действия вышивальщицы притягивают к себе добро, тем самым сохраняя его в каждой нитке, в каждом сантиметре материала. Стежок за стежком мастерица приближается к завершению, а значит – и к исполнению ее желаний и целей. Но если даже на минуту забыть о магической и исторической значимости вышивки, все равно она символизируется у людей с добром, достатком, защитой. Она способна поднять тонус, и придать сил для решения даже самой сложной проблемы. Достаточно просто посмотреть на картину, чтобы все понять.
И напоследок: все рукодельницы знают, что вышивание – это полезное и благородное занятие. Каждый крестик останется на ткани на века, и будет служить сильным оберегом еще многим поколениям. Поэтому умение вышивать цениться всегда, независимо от века и уровня прогресса.