Вязание – один из старинных видов рукоделия. И хотя сейчас это во многом женская прерогатива, историки уверяют: все началось с мужчин. Точнее – с рыбаков. Для ловли рыбы им требовались сети. Вот этим-то занятием – плетением сетей, и занимались суровые обветренные мужчины в часы досуга. И только потом вязание перешло к слабому полу. И то, даже еще в 1612 году пражские чулочники под страхом денежного штрафа поклялись не подпускать женщин к своему ремеслу! Но только и они не устояли. Кое-где, конечно, мужчины по-прежнему плетут свои сети, но делают это уже по инерции: покупные явно лучше. Женщины же прекрасно освоили отвоеванную когда-то сферу. Потому и насчет фабричного трикотажа мнения не столь однозначны, как в вопросах покупки сетей. Ведь то, что связано руками любящего человека, несет совсем другое тепло.
Вязание различными способами
Вязать можно разными способами. Самой сложной считается работа со спицами. Искупает сложность явное удовольствие от работы. Специалисты по восточной медицине даже утверждают, что при вязании спицами происходит стимулирование важных для здоровья человека точек на пальцах и ладонях. Возможно, поэтому в древности в китайских монастырях воины проходили обязательный курс обучения вязанию. Тем самым развивая тонкую моторику, терпеливость и стремление к конечному результату путем долгой монотонной работы. Да и точки они себе на ладонях стимулировали, будь здоров, надо полагать. Так что все вяжущие женщины – в душе немножко воины.
Традиционное вязание на спицах заключается в провязывании определенного количества петель, набранных в начале работы на спицу. Основные петли – изнаночные и лицевые. Несмотря на кажущуюся элементарность в их применении, мастерицами разработаны тысячи различных узоров и приемов. Петли меняют местами, делают накиды, провязывают дважды. На издании журналов со схемами по вязанию разбогатела не одна сотня нынешних буржуа. Особняком идет вязание из разноцветных ниток. Красивые узоры, которые можно создать, используя то или иное сочетание цвета и узоров, даже стали визитной карточкой некоторых народов. Чего стоят только скандинавские узоры, ведь среди важных народных промыслов Норвегии – узорное вязание, где с геометрические узоры переплетаются с изображением животных и растений. Северные вязальщицы не фиксировали свои узоры на бумаге. Каждый свитер был уникален. Прочность изделию придавало особое переплетение ниток, впоследствии оно стало именоваться жаккардовым. Размер получающегося трикотажного полотна можно варьировать, прибавляя или убавляя петли.
Вообще, вязание уникально своей вариативностью. Что-то пошло не так – можно распустить сделанное и связать заново. Нет под рукой новых ниток? Это уж совсем пустяк, новое можно связать и из старого. До бесконечности, конечно, не получится – нитки тоже могут уставать и иметь свой срок амортизации, но девиз «новую жизнь старым вещам!» лучше всего применим, конечно, именно в этом виде рукоделия. Еще один тип вязания на спицах прославили оренбургские мастерицы. Оно называется ажурное, и получается посредством многочисленных накидов. Характерны схемы такого вязания, когда изображается только лицевая часть работы, а изнаночные ряды, априори, провязываются либо одноименным видом петель, либо по рисунку, если на то есть отдельные указания. Одна из разновидностей техник ажурного вязания – это шетландские кружевные шали, очень нежные и легкие. Невесомость полотну придают дополнительные накиды.
Удивительно, но мастерицы достаточно структурировано делятся на тех, кто любит вязать спицами, и тех, кто использует в работе крючок. Может быть, все дело в характере? Это все равно, как ответить на вопросы теста, отметив, что вам больше по душе: чай или кофе, «Битлз» или «Роллинг стоунз»…
Вязание крючком
Вязать крючком – это менее монотонное занятие, но зато и былинный размах вкупе с повышенным удовольствием от своей деятельности вы навряд ли получите. Крючок используют, в основном, для создания более мелких вещей. Лучше держащих форму, скажем справедливости ради. С крючком легче обращаться. Если вязание сползло со скользкой спицы – значит, придется очень осторожно собирать остающиеся открытыми петли, и стремиться посадить их обратно все до единой. Иначе спущенная петля поползет некрасивой «дорожкой» вниз, и может испортить все дело. Работая крючком, бояться такого не приходится. В крайнем случае, упустив петлю, вы потеряете еще несколько. Времени восстановить их займет буквально пару секунд. Впрочем, есть и здесь исключение. Если вы возьметесь работать тунисским длинным крючком, то поймете его родство со спицей. На такой крючок надевается много петель, и все они потом поочередно провязываются. Результат интересен своей плотностью и фактурой, хотя сейчас рукодельницы изобрели даже ажурное тунисское вязание.
Полная противоположность описанному выше способу – очень рыхлый и требующий деликатного обращения результат, получаемый при вязании на шпильке (второе название - на вилке). Крючок в этом случае нужен обычный. На большую шпильку или даже согнутую в виде шпильки спицу наматывается в определенном порядке пряжа, и в месте пересечения ниток, в центре, вязальный крючок начинает свою сольную партию. «Вилочные полосы» впоследствии соединяют между собой, придавая изделию нужную форму. Шали, созданные в этой простой технике, особенно хороши из пушистых ниток. Такой тип вязания крючком ныне считается почти забытым. Причем, совсем незаслуженно, как говорят мастерицы.
Зато вязание фриформ – совсем новый вид работы, где задействованы и спицы, и крючок. Это так называемый свободный стиль, когда игнорируются все нормы и правила, а нить ведет лишь свободный творческий поиск художника. Взрывы цвета, техник, соединенных в единую мозаику, скажут о многом… Мать современного «шизофреничного» стиля – австралийка Пруденс Мэпстоун. Но, какими бы ни были новомодные тенденции, от знания основ мастерства они не освобождают. А этим основам не грех научиться любой рукодельнице. Хотя бы просто затем, чтобы понять: ее это или не ее.