Для чего предназначены вышивальные пяльцы? Для того, чтобы с их помощью равномерно натянуть ткань и чтобы ваши крестики вышли ровными. Плюсов у пялец много, но основной плюс состоит в том, что заняться вышивкой вы сможете абсолютно везде: в любимом кресле, на диване или кровати. Сейчас существует великое множество пялец разной формы, изготовленных из разных материалов и разных конструкций. Все зависит от ваших предпочтений. А традиционные круглые пяльцы сейчас изготавливаются совершенно в различных вариантах. Купить пяльцы любого типа можно у нас. А сейчас мы и поговорим об истории пялец классических .
Вышивание с помощью пялец
Пожалуй, в музее вы редко встретите пяльцы, куда чаще там можно увидеть одежду или предметы быта, которые украшены вышивкой. Но, тем не менее, у них очень богатая и интересная история. Народами Азии этот вид рукоделия был освоен самыми первыми, затем он получил распространение у греков и римлян. Если обратиться к значению слова «пяльцы», то мы прочтем, что произошло оно от слова «пяло». А если мы возьмем словарь Даля, то прочтем, что это слово трактуется как женский рукодельный верстак: рама для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают. Некоторые ученые предполагают, что отсюда и пошло выражение «пялить глаза». И это правда, так как вышивая вы всегда всматриваетесь в работу. Прут, согнутый в кольцо, ткань на который натягивалась при помощи веревки, это и есть первые пяльцы. Не сложно представить, что вся конструкция чем-то напоминала барабан.
В VI-V веках в Древней Греции в обиход вошли пяльцы трапециевидной формы. Во время вышивания их упирали в бедра, что было очень удобно. На продажу работы вышивали рабыни, а дамы состоятельные вышивали для удовольствия. Кстати, уже в это время была известна вышивка гладью и крестом. Если говорить о русской вышивки, то первые письменные упоминания относятся к X-XII векам. В письменных источниках это периода упоминается прозрачное вышивание, с помощью которого у женщины вырабатывался характер. И это не мудрено, так как вышивка требует особого терпения. У неё было и еще одно название – пяличное дело. Девочки учились рукоделию с самого раннего возраста. Чем старше они становились, тем их уровень мастерства возрастал, так как они обучались все новым и новым техникам вышивки. Конечно, иногда вышивая, вы можете обойтись и без пялец, но для лучшего результата, все же ткань лучше натянуть.
К XIX веку пяльцы были различной формы, но все же одними из самых популярных были пяльцы круглые. Как правило, состояли они из двух колец. Натяжение полотна регулировалось с помощью специального винта. Такие пяльцы использовали для легких тканей. Также популярными были прямоугольные пяльцы, с ножками или без ножек, разъемные или глухие. И, если круглые использовали для легких тканей, то прямоугольные применяли для создания узоров на полотне или холсте больших размеров. Если обратиться к золотному типу шитья, то техника работы с этим шитьем была несколько сложнее, чем обычная вышивка. Во-первых, полотно должно быть натянуто очень хорошо. Во-вторых, перед тем как приступать к работе на ткань приклеивали картон, который обшивался золотой нитью. Инструменты для такого типа вышивания были самыми простыми и обычными: наперсток, игла, шило, ножницы и рама. Что из себя представляла такая рама: четыре скругленных бруса, длина которых 55 сантиметров, а диаметр 2,5 сантиметра. Иногда длина брусов могла варьироваться. Все зависело от того какого размера была сама вышивка. Для того, чтобы из брусьев сделать раму, их перевязывали веревками. Во время вышивания их ставили на колени, верхний край при этом опирая на стол.
Со временем вышивка становилась все более популярной. И уже в XIX веке стали появляться усовершенствованные пяльцы, которые могли себе позволить только дамы из высших сословий. Делались такие пяльцы из красного дерева или карельской березы, то есть сорта деревьев были достаточно дорогие. Выглядели они как столик, на котором была регулируемая рама, а также откидная крышка, на которой можно было закрепить все необходимые для работы инструменты.
Женщины же не привилегированных сословий вышивали на обычных прямоугольных рамах за общим столом. И, как правило, девочек начинали обучать искусству вышивки уже с восьми лет. В поселке Крестцы Нижегородской области есть сохранившиеся старинные пяльцы. Сделаны они были из гладких жердочек и представляли собой квадратную раму, которая устанавливалась на стойки нужной высоты. За большими квадратными пяльцами могло работать до четырех вышивальщиц. Обычно их подбирали по уровню мастерства, чтобы в итоге работа разных мастериц не отличалась по качеству. Но на таких пяльцах вышивать большую работу было не совсем удобно, так как возможности закрепить ее полностью не было, поэтому каждую часть изделия изготавливали отдельно, а потом сшивали. Можно сказать, что такие пяльцы очень сильно напоминают современные пяльцы.
В XX веке приблизительно в 30-х годах создаются пяльцы усовершенствованные. Они представляли собой прямоугольную раму, которая состояла из валиков и линеек, что крепились поперек рамы. Ткань пришивали к полоскам ткани, причем пришивались только две стороны, а другие две стороны пришивались к мешочкам. Такая конструкция позволяла вышитую часть работы накручивать на валик, тем самым целостность работы не нарушалась. Кстати, в поселке Крестцы вы можете и сейчас встретить такие же пяльцы.
Пяльцы для вышивания – совершенство современности
Современные же пяльцы, как писалось выше, бывают совершенно различных форм и диаметров. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными и так далее. Практически на всех разновидностях присутствует регулировочный винт-зажим, который крайне удобен. С его помощью вы натянете ткань так, как вам надо. Также вы можете встретить очень интересные пяльцы-рамки. В чем состоит их необычность? А в том, что вышивая, вы концы канвы закрепляете с обратной стороны и, по завершении работы, ваша вышивка уже будет находиться в рамке. А вообще, какими бы ни были пяльцы их цель облегчить процесс вышивки рукодельницам.