Золотое шитье – это старинный способ вышивки, известный еще до нашей эры, и получивший широкое распространение как в странах Европы, начиная с античного Рима, так и на Руси. Эта техника применялась для вышивки золотом. Металлические нити изготавливались либо методом волочения, когда получалась тонкая проволока, либо методом битья, когда получали тонкую и узкую полоску. Полученные металлические нити использовались либо самостоятельно, либо скручивались с шелковыми или льняными нитями.
Кроме золотых нитей использовали и серебряные. Естественно, что эти нити были дорогими из-за стоимости материала и трудности изготовления. Поэтому такая вышивка, как правило, использовалась как украшение церковной символики и одежды – икон, иконостасов, знамен, покровов и т.п.
Вышивка золотом требует кропотливой работы, внимательности, усидчивости. Издавна данным видом рукоделия занимались в монастырях, где монахини постигали это искусство в течение нескольких лет, после чего становились мастерами высокого уровня. Вышивка икон было делом коллективным, над одной иконой трудились несколько человек, каждый занимался своим участком. Дошедшие до наших времен образцы церковного шитья того времени можно назвать произведениями искусства.
Примерно с 15 века золотошвейные мастерские стали появляться и в светском мире. Вышивальщицы украшали одежду и аксессуары знатных и богатых людей. При крупных владениях создавались специальные мастерские художественного шитья. Умение вышивать золотом высоко ценилось в царской Руси.
Золотое шитье на Руси
Золотое шитье на Руси тесно связано с вышивкой жемчугом. Мастерицы украшали золотом и жемчугом всевозможные предметы быта и одежды – кокошники, головные уборы, сапоги, воротники, манжеты, сумки, футляры и многое другое. Такие предметы ценились очень высоко, часто передавались по наследству.
С 17 века, когда золотые и серебряные нити стали заменять на позолоченные и посеребренные, золотое шитье стало доступнее. Однако все еще изделия, вышитые в этой технике, были привилегией высшего общества. После революции золотное шитье было забыто, так как церковное искусство пришло в упадок, а готовые изделия, оставшиеся после царской эпохи, были уничтожены в целях наживы.
С наступлением 20 века драгоценные материалы в нитях были заменены, технологии позволили имитировать блеск и фактуру золотых и серебряных нитей. Сегодня в арсенале вышивальщиц большой выбор искусственных металлизированных нитей с разными свойствами – множество оттенков, тонкие люрексовые нити, хлопковые металлизированные, шнурочки, тесьма и многое другое, поэтому золотое шитье стало доступно широкому кругу. Однако, несмотря на такое разнообразие материалов, техника вышивки сохранилась, так как при работе металлизированные нити проявляют те же свойства, что и их древние аналоги.
Надо отметить, что традиции золотного шитья хорошо сохранились только в монастырях, где они передавались из поколения в поколение. Сегодняшние мастерицы желающие заниматься этим видом рукоделия вынуждены по крупицам собирать знания и опыт, накопленный годами. В наше время к искусству золотного шитья стал пробуждаться интерес. С помощью этой техники украшают не только одежду, но и разные сувениры и аксессуары.